Ученическое самоуправление
 

                                                                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                                         "Ялтинская средняя школа №6" (МБОУ "ЯСШ №6)

                                                                                ...лучшая школа та, в которой учится Ваш ребенок   

Ученическое самоуправление

 

 

 

ШКОЛЬНОЕ

УЧЕНИЧЕСКОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Ученическое  самоуправление.

 

1.  Позиционный блок

 

    Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

 

Задачи ученического   самоуправления:

 

·   Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

·   Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

·   Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

·   Организация деятельности органов ученического само­управления;

·   Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

·   Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

·   Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

·   Формирование  у  учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного    мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

·   Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей     социализацию каждого ребёнка;     

·   Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

                        

Принципы  построения и развития ученического самоуправления.

 

·   Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

·   Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

·   Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

·   Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

·   Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

·   Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

·   Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

·   Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

 

   Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя  и означает, что та область, на которую  оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

    Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам  детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

    С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

            

     Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными  делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).

     Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем  опыт использования такой   формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

     Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление -  объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544).

 

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

 

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для  

организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

·   Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

·   Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

·   Спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет,  дней  здоровья;

·   Художественно-эстетическая деятельность  - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи; 

·   Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

 

Самоуправлениесамостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию

учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей

деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические -  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544

  

Помощь педагогов в работе органам самоуправления.

 

Патриотическое направление   -  руководитель МО эстетического воспитания

Мультимедийное направление   педагог - организатор ВР

Спортивное направление   -  руководитель МО физкультуры

Творческое направление руководитель МО гуманитарного цикла

Гражданское направление - МО естественно-социально-гуманитарных наук

 

   

 

 

 

 

Структура ученического самоуправления

 

  

                                                                    

 

Данная модель   самоуправления опирается  на:

·   Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;

·   Основные нормативные документы школы, не противоречат им;

·   Сохранение и приумножение школьных традиций;

·   Простоту внедрения проекта в жизнь;

·   Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.

 

    Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.

     Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный,  ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.

      Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.

      Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.

 

 

2. Организационный блок

 

Структура уровней  ученического самоуправления школы.

 

     Система школьного самоуправления имеет  2  уровня.

     Первый уровень -  индивидуальный,  отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие,  классы, выбирающие  из своего числа представителя в органы ученического  самоуправления, и выдвигающие  кандидата в Президенты ученического самоуправления.

Индивидуальный   уровень – ученик.

Педагогические задачи:

 

·   Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;

·   Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

·   Воспитание ответственности за порученные дела;

·   Обеспечение отношений сотрудничества между  учителями и учащимися.

 

     Второй  уровень - школьное самоуправление.

    Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления  - регламентирует и отслеживает  работу органов ученического самоуправления.

    Совет школы – высший орган самоуправления школы.

 

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

 

·   Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

·   Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

·   Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы;

·   Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

 

 

3. Нормативно – правовой блок

 

Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

·   На основании п.17 Статьи 34 273-ФЗ  « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

·   Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

·   Всеобщая декларация прав человека.

·   Конвенция  о правах ребёнка.

·   Конституция Российской Федерации.

·   Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)

·   Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

                                                                       

                                                                     

4. Содержательный блок

        

     Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти направлений. Соотношение направлений  и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

  

      Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

                                                                                        

                                                                  

5. Технологический блок

 

      Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

·   Повышение гражданской позиции школьников;

·   Повышение заинтересованности в развитии школы;

·   Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

·   Увеличение занятости детей во внеурочное время;

·   Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

·   Активизация творческой деятельности учащихся;

·   Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

·   Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Основные формы ученического самоуправления.

·   Заседания Совета  ученического  самоуправления;

.   Участие в работе собрания;

.   Участие в работе ученических и родительских собраний;

.   Проведение благотворительных и иных акций;

.   Проведение социологических опросов;

.   Участие в работе творческих групп;

.   Проведение круглых столов;

.   Организация и проведение досуговых мероприятий;

.   Организация и проведение спортивных соревнований;

.   Другие формы работы.

 

6.  Управленческий блок

 

Управление развитием ученического самоуправления.

   

 Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

    Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование   (коррекция) и снова анализ.

    Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

·   Сбор информации и её анализ  (проводится участниками Совета,

президентом и педагогом-организатором и заместителем директора по ВР);

·   Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется президентом, педагогом-организатором и зам. директором по УВР)

·   Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями)

·   Контроль; (производится президентом, педагогом-организатором ВР и  зам. директора по УВР);

·   Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором  и Зам. директора по УВР)

 

Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

 

·  «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);

·  «Отечество»  (гражданско-патриотическое);

·  «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);

·  «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).

·  «Право и закон» (профилактика  предупреждения преступлений и правонарушений).

 

     По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.

     Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

     Для роста активности детского коллектива решающую роль играет  стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными   чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу,  самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами,  вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического         самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается         перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

     Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий  педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

     Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

     Чтобы дети на деле сами  стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

 

 

План работы органов ученического самоуправления

 

на 2020 \2021 учебный год

 

                                                           Сентябрь

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

01.09 – 07.09

Мультимедийное

День знаний.

Выборы органов ученического самоуправления

Организация дежурства по школе.

2

В течение месяца

Творческое

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний.

Праздник «Посвящение в первоклассники»

3

В течение месяца

Спортивное

Патриотическое

День здоровья

День солидарности в борьбе с терроризмом

4

07.09-21.09

Мультимедийное

Благотворительная акция «Ковчег»

 

5

В течение месяца

Гражданское

Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместеярче»

                                                                                                        

 

Октябрь

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Творческое

Контроль над качеством дежурства

Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»

Организация дежурства на осеннем празднике.

2

В течение месяца

Мультимедийное

Проект «Открытая библиотека»

- Выставки-обзоры книг

- Всероссийская неделя детской и юношеской книги

3

В течение месяца

Гражданское

Формирование отряда «Юнармии»

4

05.10

Творческое

Оформление поздравительной газеты ко Дню учителя.

 

5

В течение месяца

Патриотическое

«Вахта Памяти»

                                                                                                                     

 

Ноябрь 

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Патриотическое

Рейд по проверке посещаемости школы. Рейд по проверке внешнего вида учащегося.Дежурство по школе

2

В течение месяца

Мультимедийное

Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери

 

3

04.11

Гражданское

День народного единства

- фестиваль «Процветание в единстве»

4

В течение месяца

Творческое

Конкурс плакатов ко Дню матери

Оформление газеты к осеннему празднику.    

5

16.11

Мультимедийное

Международный день толерантности

 

                                                                                                              

 

Декабрь 

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Мультимедийное

Проведение рейтинга «Лучший класс»

Дежурство в школе.

 

2

В течение месяца

Творческое

Подготовка новогодних праздников

 

3

В течение месяца

Спортивное

 

Проведение игр на свежем воздухе в ГПД

4

01.12

Гражданское

Международный день борьбы со СПИДом:

- всероссийская акция «СТОП ВИЧ/СПИД»

 

5

03.12

Патриотическое

День неизвестного солдата

- классные часы

- выставка

 

 

Январь

п/п

 

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Мультимедийное

Дежурство в школе.

Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»

2

В течение месяца

Патриотическое

Участие в благотворительной  неделе «Новогодние чудеса»

3

10.01

Гражданское

- экологические акции

4

В течение месяца

Творческое

Татьянин день:

- слёт отличников учёбы

   

 

Февраль 

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

 

Мультимедийное

Дежурство в школе.

Дежурство во время проведения праздничных мероприятий

2

14.02-23.02

Творческое

Патриотическое

День Святого Валентина, почта валентинок

День Защитника Отечества

 

3

08.02

Гражданское

День российской науки

                                                    

 

Март

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

01.03

Патриотическое

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

- всероссийская акция

2

08.03

Творческое

Международный женский день

- школьный концерт

3

18.03

Гражданское

 День воссоединения Крыма с Россией

- тематическая выставка

- флешмоб «Россия и Крым»

4

20.03

Мультимедийное

Всемирный день земли

   

 

Апрель

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Гражданское

Дежурство в школе.

Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»

 

2

01.04

Мультимедийное

День смеха

 

3

12.04

Творческое

День космонавтики

 

4

16.04

Спортивное

День освобождения Ялты от немецко-фашистских захватчиков

- акция «Георгиевская ленточка»

- тематическая выставка

                                                                                                            

 

Май

п/п

Дата

Направление

Мероприятие

1

В течение месяца

Гражданское

Подведение итогов соревнований по школе.Определение и награждение «Лучшего класса года» .Дежурство в школе.Проведение рейдов «Внешний вид учащихся».Организация дежурства во время проведения праздничного концерта, посвященного Дню Победы

 

2

09.05

Спортивное

День Победы

- «Вахта памяти»

- «Бессмертный полк»

3

25.05

Мультимедийное

Праздник последнего звонка

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Ученическое самоуправление в МБОУ "ЯСШ №6"

ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  на 2020\2021 год Омельянская Ирина.

 

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Личман Екатерина (10кл.), Трушик Анжела (10кл.).

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Клейменова Анастасия (11кл.), Жиляк Валерия (8кл.), Тысак Кристина (8кл.)

 

СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Бабкина Мария (9кл.), Черкашина Елизавета (11кл.)

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Билай Ата (8кл.), Романенко Мирослава (8кл.)

 

ГРАЖДАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Шалыгина Дарья (8кл.), Лакман Александра (9кл.), Хуршудян Альбина (9кл.)

 

 

Локальные акты: 

 

Школьное ученическое самоуправление

 

Положение о школьном Совете старшекласников 

 

 

 

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 16.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения